Ваш браузер устарел!

Браузер, которым вы пользуетесь для просмотра этого сайта, устарел и не соответствует современным технологическим стандартам Интернета.

Вы можете установить последнюю версию подходящего браузера, воспользовавшись ссылками ниже:

English version ISSN: 1996-9953 (Print) ISSN: 2658-5804 (Online) Индекс подписки: 65055
Журнал 'Наука. Инновации. Образование'
Вопросы научно-технологической политики
Проблемы инновационной сферы
Задачи развития образования

Научная дипломатия: измерения и практики

Романова М.Д.

Выпуск 1(23)/2017

Вся статья в формате PDF :

Аннотация

В данной статье предпринята попытка раскрыть содержание сравнительно молодого понятия «научная дипломатия», которое включает в себя сразу три измерения (science in diplomacy, diplomacy for science, science for diplomacy), а также выделить ключевые практики всех трех измерений научной дипломатии. Автор выделяет следующие ключевые практики, иллюстрирующие три измерения научной дипломатии: выработку рекомендаций в рамках целей международной политики (science in diplomacy); упрощение процесса международного научного сотрудничества (diplomacy for science); использование научных альянсов в целях улучшения международных отношений между странами (science for diplomacy). Автор проводит системный анализ этих практик и дает обобщенную характеристику их результативности и эффективности. В статье анализируется опыт международного взаимодействия ученых посредством личной инициативы, а также под эгидой национальных научных фондов и иных объединений, таких как AAAS, ГИС или LIGO. Научные фонды и объединения стали платформой для изучения практик первого и второго измерений научной дипломатии – «науки в дипломатии», «дипломатии для науки». Особое внимание уделено манифесту Рассела-Эйнштейна, положившему начало Пагуошскому движению ученых и, соответственно, развитию такого измерения, как «наука для дипломатии». Встречи ученых, проходящие в рамках движения, вносят значительный вклад в развитие международного научного сотрудничества и создают предпосылки для улучшения политического климата. Автор предлагает в качестве знакового примера третьего измерения научной дипломатии рассмотреть деятельность Союза обеспокоенных ученых – Union of Concerned Scientists, который был основан в 1969 году преподавателями и студентами Массачусетского технологического института. Особое внимание уделено и периодизации развития научной дипломатии, так как автор делает вывод, что именно после Второй мировой войны сами ученые стали активно участвовать в урегулировании международных конфликтов и оказывать влияние на внешнюю политику в качестве акторов международных отношений.

Ключевые слова

Научная дипломатия, научное сотрудничество, научное сообщество, научные фонды
Вся статья в формате PDF :