Ваш браузер устарел!

Браузер, которым вы пользуетесь для просмотра этого сайта, устарел и не соответствует современным технологическим стандартам Интернета.

Вы можете установить последнюю версию подходящего браузера, воспользовавшись ссылками ниже:

English version ISSN 1996—9953 Подписной индекс 65055 Анонсы  Новости 
Журнал 'Наука. Инновации. Образование'
Вопросы научно-технологической политики
Проблемы инновационной сферы
Задачи развития образования

О некоторых проблемах подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

Гельман В.Я., Хмельницкая Н.М.

Выпуск 1(23)/2017

Вся статья в формате PDF :

Аннотация

В настоящей статье проанализированы основные проблемы и тенденции, появляющиеся в процессе реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в России. Использованы экспертные оценки и обобщенный практический опыт при выявлении этих проблем. В статье проведено сопоставление отечественной и зарубежных систем подготовки. Отмечено снижение научного уровня защищаемых в России диссертаций в последние годы. Рассмотрены процессы перестройки ключевых этапов отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации: передача функций Высшей аттестационной комиссии диссертационным советам, перевод аспирантуры в третий уровень высшего образования и продление ее сроков. Показана необходимость системного подхода при проведении этих преобразований. Проанализированы требования, предъявляемые Высшей аттестационной комиссией к работе диссертационных советов и защищаемым диссертациям. Отмечено, что только усилением формальных требований трудно обеспечить высокий научный уровень диссертаций, поэтому необходимо создавать условия, когда сам соискатель и диссертационный совет заинтересованы в качестве защит. Изучены проблемы, возникающие в работе диссертационных советов, при обучении аспирантов, в ходе отбора кандидатов для зачисления в аспирантуру и при подготовке перспективных студентов. Показано, что эти трудности существенно осложняют решение текущих задач и ухудшают возможности подготовки научно-педагогических кадров. Обозначены основные пути решения таких проблем, в частности, снижение уровня бюрократизации процесса подготовки и защиты диссертаций, усиление взаимосогласованности подготовки аспирантов и системы их аттестации. Предложенные подходы и практические рекомендации позволят повысить эффективность работы систем аттестации и подготовки научно-педагогических кадров и облегчить процессы перестройки данных систем.

Ключевые слова

Научно-педагогические кадры, диссертационный совет, аспирантура, Высшая аттестационная комиссия, подготовка кадров, диссертации, научный уровень, система аттестации

Вся статья в формате PDF :