Ваш браузер устарел!

Браузер, которым вы пользуетесь для просмотра этого сайта, устарел и не соответствует современным технологическим стандартам Интернета.

Вы можете установить последнюю версию подходящего браузера, воспользовавшись ссылками ниже:

English version ISSN: 2686-6706 (Print) ISSN: 2686-6714 (Online) Индекс подписки: 65055
Журнал 'Управление наукой и наукометрия'
Уважаемые авторы и читатели журнала!
Начиная с № 2 2019 г. научный журнал "Наука. Инновации. Образование"
изменил свое название.
Новое название журнала – "Управление наукой и наукометрия";
английский вариант названия – "Science Governance and Scientometrics".
Журнал продолжает индексироваться во всех заявленных базах данных.

Профессиональный стандарт научного работника как ориентир для карьерного роста ученого

Парфенова С.Л., Грибовский А.В.

Выпуск 1(19)/2016

Вся статья в формате PDF :

Аннотация

Цель исследования состоит в разработке подхода к формированию профессионального стандарта научных работников. Предметом исследования является регламентация профессиональной деятельности научных работников. В процессе исследования выделены особенности научно-исследовательской деятельности и профессии научного работника. Авторами сделан вывод о том, что творчество как определяющая особенность деятельности ученого, должно стать основой при формировании профессионального стандарта научных работников. Применительно к научно-исследовательской деятельности авторами раскрыто содержание понятий обязательных структурных элементов профессионального стандарта («обобщенная трудовая функция», «трудовая функция», «трудовые действия»). Предложена модель разработки профессионального стандарта научного работника. Рассмотрены позиции научных коллективов и отдельных ученых по вопросу формирования профессионального стандарта. Разработаны три подхода к формированию профессионального стандарта научных работников. Первый подход основан на жизненном цикле научного (научно-технического) проекта (подача заявки – проведение исследования – практическая реализация результатов). Второй подход основан на соотнесении трудовых функций и трудовых действий со стадиями и этапами научного исследования (выбор темы исследования – проведение исследования – оформление результатов исследования). Третий подход основан на многоаспектности научно-исследовательской деятельности ученого (проведение исследования; формирование научного коллектива; передача опыта и воспроизводство кадров высшей квалификации; экспертиза научных (научно-технических) результатов; доведение до всеобщего сведения и использование (освоение) научных (научно-технических) результатов). Для каждого подхода сформирована система «обобщенные трудовые функции – трудовые функции» в преломлении к должности научного работника. Дана краткая характеристика и описаны основные преимущества и недостатки предложенных подходов. На основе сравнительного анализа сделан вывод о целесообразности использования третьего подхода при разработке профессионального стандарта научных работников.

Ключевые слова

Научно-исследовательская деятельность, научные работники, профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция, трудовая функция, трудовые действия, модель профессионального стандарта, квалификационный справочник, должность научного работника, подход к формированию профессионального стандарта.
Вся статья в формате PDF :