Введение. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью процесса обучения в современном мире. Пандемия коронавируса ускорила их распространение, позволила протестировать их новые возможности, оценить преимущества и выявить узкие места. В связи с этим является актуальным разработать меры государственного регулирования, которые позволили бы вовремя скорректировать отрицательные последствия всеобщего дистанционного образования и использовать все его положительные стороны. Методы исследования. Исследование проведено с помощью методов регрессионного анализа. В качестве источника информации были использованы данные мониторинга Программы международной оценки студентов (The Programme for International Student Assessment – PISA) за 2009, 2012 и 2018 гг. (исследование PISA 2018 г. в настоящее время является последним по времени из проведенных). На основе этих данных исследовалось влияние распространения цифровых технологий на качественные показатели образования (читательскую грамотность и математические способности) учащихся 15–16 лет. В качестве характеристик распространения цифровых технологий были выбраны показатели времени, проводимого учащимися в интернете в учебном заведении (2012 и 2018 гг.), количества персональных компьютеров в расчете на 1 учащегося (2009 и 2012 гг.), доли учащихся, имеющих компьютер или ноутбук дома (2009, 2012 и 2018 гг.). Для анализа также использовались показатели доли расходов на 1 учащегося в общих государственных расходах (2009 и 2012 гг.) и доли преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации в последние 3 месяца (2018 г.). Результаты и дискуссия. Построенные регрессионные модели отразили двойственное влияние цифровых технологий на качество образования. С одной стороны, использование компьютеров и ноутбуков способствовало достижению более высоких показателей читательской грамотности и математических способностей учащихся; с другой, время, проведенное в интернете в учебном заведении и дома в течение учебной недели, оказывало отрицательное влияние на эти показатели. Кроме того, выявлено значимое положительное влияние доли государственных расходов на 1 учащегося в ВВП на душу населения и квалификации преподавателей на результаты тестирования. Заключение. Цифровые технологии и новые устройства кардинально изменили современное образование, помогая учащимся развивать технологические навыки, использовать результаты своего обучения, обмениваться знаниями. Однако важно учитывать возможность снижения качества обучения вследствие влияния цифровых технологий и своевременно принимать меры государственного регулирования, чтобы не допустить этого.
Цифровые технологии, читательская грамотность, математические способности, виртуальная реальность, показатели образования, Programme for International Student Assessmen, PISA
Дубинина Марина Геннадьевна, старший преподаватель, Государственный академический университет гуманитарных наук (119049, Россия, г. Москва, Мароновский пер., д. 26), научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН (117418, Россия, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 47), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4578-668X. Сфера научных интересов включает ИКТ, диффузию технологий, образовательные технологии, компании высокотехнологичных отраслей, роботизацию, технико-экономические показатели отдельных видов роботов.