En Ru
ISSN: 2686-6706 (Print)
ISSN: 2686-6714 (Online)
Индекс подписки: 65055
En Ru
Уважаемые авторы и читатели журнала! Начиная с № 2 2019 г. научный журнал "Наука. Инновации. Образование" стал называться "Управление наукой и наукометрия" ("Science Governance and Scientometrics"). В 2020 г. журнал вошел в перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
ISSN: 2686-6706 (Print)
ISSN: 2686-6714 (Online)
Индекс подписки: 65055
Адрес: 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 20А
Тел.: +7 (495) 916-2884, факс: +7 (495) 916-1301
Электронная почта: info@riep.ru

Выпуск 4(30)/2018

Рубрика: Право в научной сфере

Проект закона о науке: некоторые аспекты регулирования научной и инновационной инфраструктуры

Скачать статью в PDF

Аннотация

В статье рассматриваются положения законопроекта «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», связанные с научной инфраструктурой, ее объектами, а также инфраструктурой поддержки инновационной деятельности; проводится сравнительный анализ с нормами действующего федерального законодательства и иными нормативными актами, регулирующими научную и инновационную инфраструктуру. Основными методами исследования являются сравнительно-правовой, формально-юридический, аналитический (в частности, анализ документов) и описание. По сравнению с действующим законодательством, в законопроекте научная инфраструктура описана более полно, в частности, приведены определения основных объектов и составляющих (научное оборудование, научная коллекция, уникальная научная установка, центр коллективного пользования, установка класса «мегасайенс», фонд поддержки научной деятельности и др.). Однако системный подход к вопросу до сих пор отсутствует: законопроект не содержит ни определения научной инфраструктуры, ни ее структурных особенностей, ни четко сформулированного соотношения научной и инновационной инфраструктуры. Все эти лакуны не позволяют получить единую трактовку понятия научной инфраструктуры и являются существенным недостатком законопроекта. При его дальнейшей разработке автор рекомендует учитывать также зарубежный опыт, особенно в части регулирования научных коллекций; например, следует обратить внимание на юридическое закрепление научных коллекций как биоресурсных центров, в том числе для возможности их последующей интеграции с международными базами. Рассмотрена новелла о центре коллективного пользования как самостоятельном юридическом лице. Вызывает сомнение необходимость создания заявленного в законопроекте Реестра центров коллективного пользования научным оборудованием, поскольку с 2011 г. успешно функционирует интернет-портал «Научно-технологическая инфраструктура Российской Федерации» (http://ckp-rf.ru), содержащий информацию не только о данных центрах, но и уникальных научных установках, а также результатах их ежегодного мониторинга. Таким образом, законопроект содержит существенные положительные изменения действующего законодательства, однако требует некоторой доработки.

Ключевые слова

Законопроект, федеральный закон, научная инфраструктура, инновационная инфраструктура, центр коллективного пользования, уникальная научная установка, научная коллекция, биоресурсный центр, мегасайенс

Скачать статью в PDF
Назад к содержанию
Подходы к формированию системы трансфера технологий в России
Салицкая Е.А.
Рубрика: Инновационная политика
6-23
Итоги мониторинга деятельности российских центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок за 2017 год
Калюжный К.А.
Рубрика: Инфраструктура науки
40-78
Подход к организации доступа к зарубежным электронным информационным ресурсам научной и научно-технической информации (на основе мониторинга статистики использования ресурсов)
Сергеева О.Л., Доронина Е.Г.
Рубрика: Научно-технологическая политика
79-102
Государственные информационные системы для управления научной сферой: современное состояние и пути устранения недостатков
Доронина Е.Г.
Рубрика: Инфраструктура науки
103-119
Научный рынок труда в России и за рубежом (по данным крупнейших интернет-порталов научных вакансий)
Малахов В.А.
Рубрика: Научно-технологическая политика
120-132